6 октября Светлана Королева выступила на пресс-конференции «Мошенничество в эпоху пандемии», организованной «Лабораторией Касперского» в ЦА, странах СНГ и Балтии, и представила журналистам данные исследований платежной системы Mastercard, согласно которым в Казахстане наблюдается один из самых низких уровней мошенничества. Он выше в России, еще выше в европейских странах и Китае, и самый высокий — в США. Поэтому важно учесть опыт других стран, чтобы не допустить у нас роста кибермошенничества.
Во время пандемии по всей стране был всплеск телефонного мошенничества. Звонки жертвам осуществлялись от якобы сотрудников банков с использованием методов социальной инженерии, манипуляций. В 85% случаев люди сами называли мошенникам персональные данные своих карт, а в оставшихся 15% случаев эти данные были оставлены в открытом доступе в Интернете.
Евгений Питолин, управляющий директор «Лаборатории Касперского» в ЦА, странах СНГ и Балтии рассказал, что каждый третий гражданин в РК встречался с попыткой мошенничества, потери в каждом случае в среднем составили 12 тысяч тенге.
— Эти деньги не валяются на дороге, они были заработаны нашими гражданами, и, если бы не мошенники, могли бы быть потрачены с пользой. Поэтому так важно быть информированными, воспитывать киберграмотность, проявляться здоровый скептицизм, критическое мышление, соблюдать элементарные правила. В отличие от других стран, по данным исследования, казахстанцы не только более доверчивы, но также очень восприимчивы к суперприбыльным предложениям, к легкому заработку, к «халяве». Верят в сказку о дешевом кредите, например. Надо помнить, что розовые очки всегда бьются стеклами внутрь», — сказал Евгений Питолин.
Эксперты напомнили правила безопасного пользования платежными картами:
• Критически относиться к любым звонкам от людей, которые представляются сотрудниками банков. Не вступать в переговоры, а положить трубку и перезвонить в банк для уточнений.
• Никогда и никому не сообщать данные вашей карты: PIN-код, 16-значный номер, срок действия, имя владельца и трехзначный код на обратной стороне карты, СМС с кодами, которые направляются вам на мобильный.
• Не кликать по сомнительным ссылкам из СМС или сообщений в мессенджерах.
• Убедитесь в правильном написании адреса сайта услуг или товаров. Используйте сайты, если есть надпись https:// и знак замка.
• Требовать проведение операций с платежной картой исключительно в вашем присутствии.
• Никогда не пересылать скан, фото или данные своей карты по мессанджерам третьим лицам.